О компании: Исследования - статья 7
Антикозел, или
Есть ли в мире компьютера место психологии?
 
Доведись мне сейчас писать учебник компьютерной грамоты для самых начинающих, для тех, кто впервые получил компьютер в руки и хочет его освоить самостоятельно, я бы начал это сочинение так:
Помнишь, дружок, в сказке "Волк и семеро козлят" плохой и страшный волк сожрал всех беззащитных козлят? Теперь – не так. Я расскажу тебе эту сказку по-новому. Как ее рассказывают в современных анекдотах.
 
Волк хотел сожрать козлят, но не сделал этого вовремя. Он думал, что, если козлята немножко подрастут, то он от этого только выиграет и получит сразу больше. И отстал от жизни. Козлята вымахали в здоровенных наглых козлов. Изголодавшийся, отощавший волк только сунул нос в их избушку, как его отловили, скрутили так, что он не поймет, где у него руки, а где ноги, и давай его пользовать, кто как может.
- Что ж вы делаете, волки?! - верещит беспомощный волк.
- Молчи, козел, а то хуже будет!..
 
Вот так, мой дорогой. Может быть, ты и неплохо знаешь жизнь в своем мире и даже считаешься там матерым волком, но ты пришел в мир компьютера, потому что чувствуешь, что отстал от жизни. А здесь всем заправляют козлы, и ты для них – "чайник" или "пользователь".
 
Дикое слово – "пользователь". Как кажется на первый взгляд, происходит оно от понятия "использующий компьютер". На самом деле, оно означает человека, которого будут пользовать все компьютерные козлы, предварительно скрутив так, что он не будет знать, где голова, где ноги.
 
Слово "козел" надо объяснять. Ты, конечно, понимаешь, что это не название животного. Это слово - бранное. И означает оно человека, который хочет тебя унизить. Частенько, выходя из кабинета начальника, ты сам шептал: "Козел! Ну, козел!". Ну, а если не шептал, то уж совершенно точно сдерживал желание так выбраниться. Сдержанность – это хорошо! Сдержанность – это очень хорошо! Вот только на душе от нее не легче. Душа болит и у изучающих компьютер, и даже у матерых программистов. А это значит, что при изучении компьютерного мира найдется работа и для психолога.
 
Вот, к примеру, сдержанность и брань за компьютером. Вопрос о том, можно ли работать с современными программными продуктами не матерясь, мне кажется, является недопустимым только для основных производителей программного обеспечения. Ни один нормальный человек без лома и какой-то матери к компьютеру не подходит! Вот ведь какая психологическая закавыка.
 
Поэтому вначале немножко поговорим о несдержанности. История возникновения бранных слов и выражений – это отдельная и очень интересная тема в культурно-исторической психологии. Подробно рассказывать о ней сейчас я, конечно, не имею возможности. Но, как пример, могу кое-что сказать про "козла".
 
Связь бранного слова "козел" с наименованием домашнего животного козла - неслучайна. Все бранные слова рождаются когда-то в какой-то культурной среде и всегда зачем-то. Они глубоко осмысленны и полны значения, иначе они просто не выжили бы в языке. Иными словами, любые бранные слова и "козел" среди прочих, хранят в себе множество скрытых образов прошлой жизни народа. А это значит, что где-то в народной культуре эти образы обязательно должны быть воплощены и другими способами, раз они отражают кусочек народной жизни.        Заглядываем в русские народные сказки и обнаруживаем множество сказок и сказовых песенок-прибауток и про козла, и про козу. Например: Пошла коза за орехами: Нет козы с орехами! И приходится весь мир перевернуть и всех перебить, чтобы только ее вернуть.
 
Или Коза-дереза, которая заставляет старика-хозяина из-за нее поубивать всех домашних, а потом и самого себя.
 
Заглядываем в этнографию и обнаруживаем, что козел - самая непослушная, своенравная, вреднючая скотина (то есть одомашненное животное). Главная задача козла, как это видит народ, - забраться в огород и все там перепортить, а потом незаметно подкрасться к хозяину сзади и боднуть его. Ну, и хлебом козла не корми, дай забраться на крышу и оттуда, свысока, всех облеять, стуча по мягкой кровле острыми копытцами.
 
Я и сам во время этнографических сборов видел, как любимая бабкина козочка издевается над своей хозяйкой - заберется на крышу и орет оттуда, точно ее жизни лишают. Бабка переживает, волнуется:
- И кой бес тебя туда понес, окаянная! Ведь убьешься, дура! Ноги поломаешь!
А сама, божий одуванчик, хватает здоровенную деревянную лестницу, тащит ее к сараю, и лезет, старая, на крышу спасать свою бедную козочку. Залезла! А козы уж и след простыл. Издевательски блеет на бабку откуда-то из огорода: И так любовно они развлекаются, пока бабка козу не зарежет: со слезами.
 
Очевидно, что слово "козел" стало бранным не случайно. В нем воплощен долгий опыт наблюдения за поведением этого животного. И какие же главные черты поведения узнаются нами в поведении человека, когда мы называем его "козлом"?
 
Вкратце, это, пожалуй, следующее:
Неуправляемость, выражающаяся в своеволии, невозможности договориться и тому подобное.
Вредоносность. Тут и действительно постоянно имеющееся у козла желание навредить, сделать так, чтобы тебе жизнь раем не казалась. И то, что козел постоянно лишает тебя покоя, заставляя за ним бегать, упрашивать, присматривать и копить желание кого-нибудь убить.
Потребность унижать других, хотя правильнее было бы сказать, что для козла важнее оборотная сторона потребности унижать - потребность возвыситься над другими. Козлу обязательно надо показать, что он тебя умнее и занимает место над тобой. А для того, чтобы ты это прочувствовал, как только появилась возможность, он запрыгивает к тебе на крышу и начинает продалбливать ее, показывая, что в сравнении с ним ты дерьмо, ничтожество и поглупее будешь.
 
Особая разновидность козла - козел компьютерный, козел программистский - зверь гораздо более утонченный, чем охамелый и мерзкий козел из Власти, из начальства. Козел компьютерный относится к козлам художественным и, как всякий художник, запрыгнув к тебе на крышу, он долбит по ней не простыми копытами, а серебряными копытцами, разбрасывая вокруг себя самоцветы. Это уж твоя забота успевать их собрать. К сожалению, если ты за ним не успеваешь, эти драгоценные камни для тебя пропадают, и надо еще раз преклонять перед Серебряным копытцем свою голову и униженно выпрашивать милость. В общем-то, Серебряное копытце никогда не прочь снизойти до хорошо опущенного "чайника"...
 
Так вот, опыт столкновений с козлами у тебя уже есть. Он есть у каждого, и очень обильный, просто потому, что "козел" - один из самых распространенных человеческих обликов, которые могут выглядеть даже симпатичными, но по сути являются злыми. Может быть, поэтому и сатана - враг человеческий - предстает в народном представлении в облике козла. Более того, ты не только неоднократно сталкивался с "козлами", но и сам неоднократно "козлил" при случае тех, кто это тебе позволял. Пока ты не начал это осознавать и отслеживать в себе, "козел" непроизвольно выскакивает в тебе, как и в любом человеке, потому что он - всего лишь поведенческое воплощение боли от недооцененности. За ним нужен глаз да глаз.
 
Почему он выскакивает? Иначе говоря, каков психологический механизм, делающий "козла" столь живучим и желанным, - это тема отдельного психологического разговора. Могу только сказать, что за ним стоит сама "операционная среда" твоего мышления, а это значит, что без определенных знаний и особой работы избавиться от "козла" можно, только положив собственную голову на гильотину.
 
Дети, которых недооценили в детстве, недооценили те, кто должны были ими восхищаться, как маленькими божками, согласившимися прийти в этот мир и подарить ему свою божественность (вспомните, как относятся к новорожденным младенцам и малышам), неминуемо однажды налетают на то, что все их детство было обманом. Это происходит уже перед школой, а в школе становится просто невыносимым. Мы все с вами захлебываемся от недооцененности и недостатка любви и восхищения. Но кто-то смиряется и принимает мир таким, каков он есть. Это значит, что он становится взрослым.
 
А кто-то не хочет взрослеть, бунтует и сбегает от родителей и школы в какой-нибудь свой мир, мир Мечты, где, как ему кажется, его поймут, оценят по достоинству и дадут инструменты или возможность дополучить все, что он недополучил. В культурно-исторической (КИ) психологии такие миры называются душевными сообществами. Душевное сообщество - это такое сообщество, где подростку или юноше хорошо и вольготно. Это место, где он отдыхает душой, это - сообщество-отдушина. Такими душевными сообществами, куда подростки сбегают из душного мира взрослых, переходя в юность, оказываются всяческие кильдимы, притоны, сборища наркоманов или бандитско-хулиганские объединения. Это худшие случаи. Есть сообщества и "поприличнее" - например, подъездные, дискотечные, Интернет-кафешные или, вообще сообщество компьютерных профессионалов.
 
Это все означает, что мир людей, с которым ты столкнешься через свой компьютер, - это мир очень молодых людей, независимо от их паспортного возраста. Это мир людей недооцененных, но не сдающихся и доказывающих миру отцов и то, что дети их умнее, и то, что можно сделать свой мир - не такой, как сделали отцы, а лучше, душевнее, божественнее, где можно обойтись без помощи родителей и не помереть от голода. В общем, где можно во всем превзойти всех тех, кто тебя недооценил.
 
В итоге родился мир, где действительно, как кажется, все можно, но все козлы! Причем, самые лучшие парни, становясь людьми компьютерного мира, не вольны не быть козлами и не "козлить" лохов и "чайников" уже потому только, что такова культура этого молодежного мира, такова душевность этого душевного сообщества.
 
Самое странное, что в этом мире и нежные милые девушки становятся не козами, а мужеподобными вонючими козлами и не упускают возможности отпользовать залетного "чайника".
 
Вот это все надо понимать, приступая к изучению компьютера и работе с ним, уже потому, что здесь в одиночку не выжить. Входя в компьютерный мир, ты столкнешься с лучшей молодежью, но они будут козлами в том психологическом смысле, который я постарался показать. Если, конечно, не сделали осознанный выбор убрать своего козла, сохранив при этом все возможности для самораскрытия, которые предоставляет наш компьютерный мир. О психологии компьютерного и программистского сообщества, а также о том, как убрать козла и при этом ничего не потерять, нам, вероятно, еще придется поговорить, и поговорить основательно и подробно. Тем более, что при всем хорошем, в нем есть и немало по-настоящему пугающего даже для самого хозяина этого психологического явления.
 
Но прежде, чем переходить к таким сложным темам из прикладной психологии, я бы хотел обговорить самые начала, самые основания, на которых, как мне кажется, должен быть заложен мир компьютера. Я хочу предложить их для обсуждения, чтобы достичь согласия или, другими словами, заключить соглашение с программистами и знатоками компьютера, которые захотят работать у нас в WEBaby. Могу заранее сказать: то, что вы прочитаете ниже, прямо относится к психологии рыночного программирования. Иначе говоря, это отдаленные основания для создания собственного программистского предприятия или для получения хорошего места в серьезной программистской фирме, работающей с партнерами из разных стран мира. Хотя это может быть неочевидным на первый взгляд. И тем не менее, я назову то, что хочу рассказать, предосновами рыночного программирования, а в последующих беседах постараюсь это раскрыть и показать во всех логических взаимосвязях.
 
Эти основания адресованы, как я уже говорил раньше, совсем начинающему. И тем не менее, я бы хотел, чтобы их, хоть бегло, просмотрели и зубры программирования для того, чтобы у них отозвалось:
"Само собой понятно!" или "Нет, не согласен!" "Само собой понятно" будет означать для меня, что я могу переходить дальше: к тем местам, где разговор может пойти на равных. Но при этом я буду знать, что изначально мы видим мир программирования одинаково, и я в своих рассуждениях могу не доказывать ничего лишнего, а сразу переходить к делу.
 
"Нет, не согласен" я бы предпочел видеть с предложением поспорить, иначе говоря, с предложением обсудить собственное видение. Простые "нет" без желания создать что-то совместно - для меня просто блеяние козла и будут оставлены за забором. Козлам просьба в наш огород не входить. Мы или делаем что-то вместе, или не тратим время попусту. Желание сделать дело - самое простое средство от козла. Как психологический личностный механизм козел живет тем, чтобы достигать лишь одной цели: всегда, везде и всем доказывать, что он поумнее будет! И через это получать требующуюся ему Оценку. Стоит только поставить перед собой любую другую цель - и козел остался за ее пределами. Любое появление козла во время работы над этой целью означает, что ты ее на миг позабыл и достигаешь не того, о чем договорился с собой или с другими людьми. В каком-то смысле принять решение участвовать в совместном деле - великолепный психотерапевтический прием для выявления собственной неуправляемости, неспособности следовать собственным решениям, договорам и достигать поставленных целей.
 
А в виде цели я предлагаю поработать над созданием образа такого мира, который можно было бы с полным правом назвать "Душевным сообществом". Причем, таким сообществом, в котором было бы не только хорошо и уютно творческим людям, но которое было бы еще и успешным и преуспевающим по высшим современным меркам.
 
Думаю, что это понятно: если мы действительно хотим это сделать, нужно отступить к основанию, к самым началам и пересмотреть их все. И как однажды заявил Декарт, в виде такого основания стоит избрать самого себя. К сожалению, современная наука, родившаяся благодаря Декарту, не поняла его в отношении себя и начала изучать человеческое тело. В итоге мы имеем науку не для человека и созданный наукой мир, где тебе нет места. Иначе, чего бы ты сбегал из того мира в компьютерные миры? Поэтому я и начну дальнейший разговор так, словно ты впервые сел к компьютеру. Для человека, сумевшего добраться до сайта WEBaby по Интернету, это может рассматриваться лишь как прием. Пусть это будет приемом, возвращающим тебя в твое компьютерное детство.
 
Выбор
 
Итак, для тебя как для начинающего важно (или было когда-то важно) понять, с чем ты столкнешься, вступая в этот мир, и как в нем выжить.
 
Давай начнем с того, что сразу определимся с путем, которым ты хочешь войти в мир компьютера. Эта статья - своего рода ворота в этот мир. Но ворота только на одном из возможных путей. На другие пути надо вставать по-другому. Этот разговор для тех, кто не хочет стать козлом и не согласен долго унижаться и терпеть боль ради этого. Это учебник не для пользователя, а для хозяина компьютера, который хочет научиться работе на компьютере быстро, потому что ему надо делать дело. Значит, у тебя есть дело, кроме недооцененности, ради которого ты и решил изучить компьютер. Какое? Пусть это останется твоей тайной, если не совпадет с тем, что я скажу. Но мы, собравшиеся в WEBaby, договорились работать вместе, исходя из того, что хотим стать богатыми людьми.
 
Зачем? Это вопрос второй. И каждый сам знает, как он использует свои деньги, которые безусловно являются инструментом достижения чего-то более важного, чем просто деньги. Мы это более важное называем Мечтой и в души друг другу не лезем. Тем не менее, мы согласны работать только с теми, кто изначально соглашается с нами считать деньги лишь средством для достижения впоследствии своей мечты.
 
В одиночку или вместе с другими. Выстраивание такой пирамиды:
Мечта во главе,
а деньги - для ее достижения, и их нужно тем больше, чем больше Мечта, позволяет договариваться и о более мелких ступенях достижения мечты, к примеру:
а как зарабатывать деньги?
И где их зарабатывать?
И как этому учиться?
 
А значит, позволяет договариваться обо всем, что укладывается в эту лестницу достижения мечты и отбрасывать то, что в нее не укладывается.
 
Итак, однажды ты решил, что пойдешь к своей мечте тем путем, который начинается за экраном монитора компьютера. Не имеет значения, осознавал ты это решение, когда его принимал, или не осознавал. Ты его однажды все-таки принял. Захочешь - вспомнишь.
 
И неважно, есть у тебя собственный компьютер, или ты будешь пользоваться чужим. Главное теперь - принципиальный подход: Хозяин или пользователь. И если ты изберешь быть Хозяином, ты изучишь компьютер очень быстро. Но обычно быстро научиться работе на компьютере не получается, потому что люди только заявляют, что хотят научиться чему-то, а на самом деле хотят что-то совсем другое. Объясню.
 
Если ты переполнен скрытой ненавистью, недооцененностью, детскими обидами и жаждой мести, то нет лучшего способа выпускать все это, как став козлом. Тогда ты обучаешься не работе на компьютере, а тонкостям и хитростям профессии козла. Но ведь козлить людей можно с помощью всего, что позволяет выглядеть умнее их. Кто-то козлит и опускает других с помощью знания литературы или искусства, кто-то - с помощью академической науки, кто-то - с помощью власти или денег. А кто-то - с помощью компьютера. Инструмент не важен, были бы желающие считать себя глупее тебя. С психологической точки зрения возможность разрядить свою обиду может быть ценнее, чем деньги. А возможность при этом еще и быть творческим человеком, художником еще ценнее. И люди с удовольствием отказываются от денег ради других, неявных видов оплат.
 
И если ты хочешь использовать компьютер не для выживания, не для зарабатывания на жизнь, а ради "душевного здоровья", тогда и надо проходить соответствующее обучение, то есть брать из учебников компьютерной грамоты все премудрости того, как показывать людям, что они дураки, а ты их поумнее будешь! Но сейчас я веду разговор с теми, кто хочет быстро изучить компьютер до такого уровня знаний, чтобы быть в состоянии хоть как-то выживать с его помощью. Попросту говоря, этот разговор мог бы быть началом учебника для детей, домохозяек и пенсионеров, которые хотят сделать свою жизнь легче, быстро и просто научиться зарабатывать с помощью компьютера.
 
Это первый выбор, который надо сделать, принимаясь за изучение компьютера: зачем его изучать - чтобы бодать людей и получать через это психологическое облегчение или же чтобы сделать компьютер орудием зарабатывания на жизнь и созидания собственного дела.
 
И не забывай, твои тайные желания только кажутся хорошо скрытыми, а на самом деле, на взгляд психолога, да и любого разумного человека, они прозрачны. И они, эти желания, являются двигателями, мотивами нашего поведения и наших жизней. Выбор способа изучения компьютера - это все тот же извечный выбор жизненного пути. Налево пойдешь - станешь козлом, направо - обретешь коня. Компьютер - это прекрасное орудие, а с психологической точки зрения , это еще и орудие достижения жизненных целей, сходное с шаманским конем, с пирогой индейских колдунов, с птицей Маговей русских сказок, которая пожирает людей, но и выносит героя из подземного царства к победе, если он твердо знает, чего хочет.
 
Второй выбор - это решение, где остановиться в изучении компьютера. Если ты не будешь стремиться изучить компьютер вообще, а определенно ограничишь себя только тем, что посчитаешь достаточным для начала, - ты как бы построишь вокруг себя ограду, через которую козлам будет очень трудно до тебя добраться.
 
Для этого, если ты хочешь сделать компьютер своим орудием, давай четко и определенно решим, а что же ты хочешь достичь с его помощью.
 
И тут я бы позволил себе дать совет. Не будем, пока ты не освоил компьютер, заглядывать слишком далеко. За время учебы все может много раз измениться. Не будем говорить о желании спасти мир или о мечте стать волшебником. И даже о том, чтобы посвятить себя программированию и создать мыслящую машину. Ограничимся простым и понятным первым этапом. Ты вкладываешь время, ум и силы, то есть свою жизнь, в эту железяку. Было бы разумно и справедливо ожидать возврата. Иначе говоря, сохрани мечты спрятанными и осознанно ответь на вопрос: хочешь ли ты освоить компьютер в такой мере, чтобы при случае он помог тебе выжить, то есть позволил зарабатывать на жизнь? Еще раз повторю, компьютер - прекрасное орудие достижения мечты, это твой конь. Он может дарить жизнь. Он может дарить ее и в виде денег, которые ты с его помощью заработаешь, и в виде виртуальных миров, то есть миров мечты, сказок, в которых ты будешь проводить часы за часами. Собственно говоря, деньги ты зарабатываешь тоже ради мечты. Но наша задача сейчас - определиться, какой подход к изучению компьютера избрать. Иначе говоря, что ты хочешь иметь от компьютера, чего тебе будет достаточно с его помощью. Деньги, о которых я постоянно говорю, - ведь это же только условность для облегчения понимания. Ты можешь избрать достаточным для себя в изучении компьютера, скажем, умение играть в игры, а можешь - и умение создать собственную игру или даже мир. Когда я предлагаю избрать на первом этапе изучения компьютера тот уровень, на котором ты сможешь с его помощью зарабатывать себе на жизнь, я всего лишь использую образ, понятный любому думающему человеку. Но какой бы из образов окончания учебы ты ни избрал, внутри него всегда будет то же самое устройство:
Высшая цель
и ведущие к ней шаги.
 
И всегда для ее достижения потребуется выстроить шаги как задачи, которые надо решить, чтобы преодолеть ведущие к цели помехи. Соответственно, как бы ты ни прятался, человек, видящий твои шаги, всегда может определить, ради какой цели они делались, и чем ты живешь, соответственно.
 
Если ты выбираешь быть хозяином, то я предлагаю для начинающего всего два шага, которые стоит пройти всем.
 
Первый - это научиться играть в компьютерные игры. Многим взрослым, особенно из старшего поколения, такая цель покажется недостойной. Это только потому, что вас всю жизнь программировали на труд и отучали думать. Вы стали киборгами, придатками производства и научились презирать игру. Я не буду пока рассказывать, какой благодатный психотерапевтический эффект дадут вам правильно отыгранные игры. Об этом особый разговор. Чуть позже мы даже предложим вам целый набор учебных и психотерапевтических тренингов, освобождающих от проблем и раскрывающих способности. И все это на основе обычных и хорошо известных компьютерных игр. Так что игры вам все равно потребуются. Но сейчас поймите: "игрушки" позволят нам с вами легче и проще изучить начала управления компьютером, потому что игры рождают охоту. Мы все время хотим играть, даже если прячем это, игра влечет и увлекает, и мы не хотим работать, хоть и душим себя необходимостью. Так что соглашайтесь. Это значительно облегчит вашу жизнь и учебу. Нет ничего лучше в мире, чем сделать свою работу увлекательной игрой. И кто-то однажды неожиданно обнаружит, что не сдался и освоил компьютер только потому, что там были игры. Младших, я думаю, и убеждать не стоит.
 
Второй шаг, на котором мы и закончим этот разговор, - это научиться с помощью компьютера искать работу и заработать хоть какие-то средства к существованию.
 
А как с помощью компьютера можно проще всего заработать на жизнь? Вот важнейший вопрос и первая ступень лестницы, ведущей к избранной цели. Для этого надо понять, что же за инструмент у нас в руках?
 
Поверьте, вначале компьютер для вас - всего лишь пишущая машинка с памятью.
 
Никакие иные возможности компьютера вам еще долго использовать не удастся. Да их, на самом-то деле, и не много. Только кажется, что компьютер переполнен возможностями. Но если начинаешь приглядываться, то все их можно пересчитать по пальцам одной руки: работать с текстом, работать с таблицей, считать, рисовать, работать видеотелефоном и играть в игры. Вот ведь и все! Программирование, которого так боятся начинающие, для самого компьютера - это тоже всего лишь "делать текст". Так что, если бы мы поставили себе задачей создать самый простой и доходчивый учебник компьютерной грамоты, то лучше всего в его первой части было бы ограничиться созданием текста и играми, и мы изучили бы две части компьютера из шести возможных. Конечно, в начальном, упрощенном виде. Но! В упрощенном, но достаточном для жизни.
 
Итак, вначале зарабатывать на компьютере вы сможете только этим, то есть изготовлением каких-то текстов. Вы еще долго не сможете делать расчеты, программировать или моделировать миры. Но вот умение создать текст, сохранить его и оформить, то есть придать "товарный вид", позволит вам стать секретарем, бизнесменом или писателем.
 
Вот этим решением и определяются границы твоей земли, где ты хозяин, который знает, чего хочет. Если ты твердо знаешь, что компьютер тебе нужен только для того, чтобы играть в игры и делать тексты, то ты знаешь, что читать в учебниках и что спрашивать у знающих людей. Эти две возможности мы назовем своей землей и будем ее постепенно расширять, разговор за разговором, книга за книгой, становясь и "продвинутым пользователем", и "экспертом", и программистом, минуя лишь ступень "чайника".
 
Человеку для того, чтобы не унижаться и не терпеть боль, достаточно просто хорошо знать, чего он хочет и твердо держаться этого решения, не завидуя окружающим и не гоняясь за подворачивающимися возможностями. У нас все есть. У нас все есть, чтобы начать, и у нас все есть для того, чтобы делать шаг за шагом дальше.
 
Я вел этот разговор как бы с совсем начинающим или же с опытным хозяином компьютера, но много лет назад, когда он только начинал его осваивать. А теперь я обращусь к теперешним, опытным людям, которые пришли на сайт. Вы проделали огромный путь к тому состоянию, в котором находитесь сейчас. И шли, как я это представляю себе, исходя из собственного опыта и опыта моих друзей, так: вы сначала - где вынужденно, где по охоте - заглатывали множество компьютерных пузырей и околопрограммной пены. Потом хранили это какое-то время в себе, подозревая, что из этого хозяйства что-то может пригодиться. А потом отделяли зерно от плевел и сохраняли только то, что действительно стоит знать.
 
Вот теперь воспользуйтесь еще раз своей способностью пересматривать собственный опыт и посмотрите, соответствует ли мое описание входа в мир компьютера для начинающих вашим отстоявшимся представлениям. И если соответствует, то можем ли мы считать, что обучать людей нашему с вами делу нужно этим способом.
 
И пусть наше с вами размышление послужит исходной точкой для создания учебного курса для начинающих рыночных программистов, который мы запустим здесь, в WEBaby, как одну из программ нашего учебно-производственного комбината. Могу раскрыть вам небольшую производственную тайну: мы хотим нанять всех выпускников этого курса на работу. А тем, кто хочет его создать, я бы предложил работу преподавателей. 
© 2001-2016 WEBaby Corp.