Конструктор глазами дизайнера
 
 
    Я дизайнер - график, начинавший с работы в рекламной полиграфии. Начинавший давно, на ходу осваивавший графические программы. Для меня изучение новых программ было делом столь же интересным сколь и болезненным. Всё непонятно. Работа сопровождалась страхом сделать ошибку, которая обнаружит себя только на финишной прямой - при изготовлении фотоформ. Страх пропустить спрятанную где-то в недрах программы настроечку, которая обнаруживает себя, зачастую, уже тогда, когда "всё кончено", и можно только перерисовать, но исправить уже ничего нельзя… Шло время, как говорилось в армии: "я мужал". Работал в рекламе, преподавал в художественном училище на курсе дизайна, вёл коммерческие курсы, и везде одно и тоже - страх, правда страх уже не мой, а обучающихся работе на компьютере. Страх перед неуправляемыми монстрами в "серых кнопочках", то и дело "восклицающих", "брямкающих" и грозящих, трогающим их людям, грозными предупреждениями, снабжёнными знаком "остановка запрещена".
    Итак, мы говорим уже о внешних проявлениях программ, то есть - о графических программных интерфейсах. Тема эта сопряжена с психологией человека, вынужденного работать с компьютером, и потому, разговор может оказаться ооочень длинным и непростым. Я не хотел бы втягивать читателя в продолжительный диспут на тему теории интерфейсов, а вниманию заинтересовавшимся, могу предложить раздел "Исследования" нашего сайта. Я лишь хотел бы сказать, что группа, безусловно талантливых людей, объединилась вокруг цели, чего уж там - зарабатывания денег, и решила сделать набор (линейку) "без стрессовых программ-инструментов", которые "всего-навсего" позволили бы людям, не унижая и не пугая их, решать свои задачи с помощью компьютера. Первоначально, исследовательским отделом фирмы была разработана технология “SIT “– Smart Interface Technologies (она описана там же - на сайте), и первой разработкой по этой технологии стало создание конструктора простых сайтов "Sitecraft" (далее "СК"). Программа, призванная помочь человеку не знакомому с интернет - технологиями, и слабо разбирающемуся в компьютере, самостоятельно сделать свой сайт и опубликовать его в сети.
    В соответствии с SIT, СК начали делать с интерфейса, а не от функциональности, то есть, начали делать "от человека". Этот подход продиктовал облик программы, по сути, СК это воплощение пошаговой технологии создания сайта. Именно пошаговой! Первый шаг- старт запуск программы, второй- придание работе имени, третий - выбор заготовки и так далее, "со всеми остановками", вплоть до публикации готовой работы (сайта) в сети интернет.             Пошаговое разворачивание интерфейса - это также технология "BABYsteps" (составная чаcть технологии SIT).
    СК получился интересным и необычным. Рамки технологий, в которых он создавался, позволили разработчикам получить результат очень близкий к задуманному. Это программа чрезвычайно лёгкая в обращении и интуитивно понятная как профессионалу вебдизайна, так и новичку. Начинающий может воспользоваться набором готовых сайтов-шаблонов, в меру необходимости меняя их "начинку", а профессионал, не ущемляя своего самолюбия, может сделать в СК сайт с белого "листа".
    Хотя, изначально, СК задумывался не как графический редактор, а как программа вёрстки, снабженная достаточно мощным текстовым редактором (рамочки, поля, буллиты, графические символы и прочее), в ходе ПСИТестирования (психологическое тестирования в рамках SIT) возникла необходимость снабдить его некоторыми функциями графического редактора. Так называемый "Имидж процессинг" уже основательно проработан фирмами - разработчиками графических приложений, например, такими, как Adobe, и в скором времени вряд ли может появиться что-либо революционное, тем не менее, мы снабдили СК, многими, самостоятельно написанными, наборами инструментов фильтров и эффектов, которые, мы уверены, окажутся очень кстати. Речь идёт о возможности производить такие операции, как: 
  •    рисование прямоугольных элементов
  •    создание полей, и различных по цвету и стилю рамок.
  •    создание повторяющихся и бесшовных фонов
  •    поворот изображения
  •    зеркальное отражение
  •    интерполированное (сглаженное) масштабирование
  •    кадрирование (вырезание нужного прямоугольного фрагмента из картинки)
  •    тонирование изображений
  •   обтравка (выделение из картинки нужного образа, путём
    приведения окружающего его фона к прозрачному)
  •   маскирование одного изображения другим (наложение формы) придания изображению выпуклости (рельеф)
  •   изменение гаммы изображения
  •   наложение текста на изображение (вписывание текста).
  
        Особенно хотелось бы отметить два инструмента СК.

   Инструмент "гамма" позволяет вращать гамму не только выбранной картинки или текста, но и всей страницы, всего сайта целиком! Одним движением мыши можно преобразить изменить "картинку" на вашем мониторе и введённые изменения тут же можно просмотреть в броузере и опубликовать в сети.
   Инструмент "сделать кнопкой" автоматически оживляет выбранный в качестве кнопки на сайте элемент, присваивая ему появление (изменение) рельефа, например продавливаемость (при поднесении курсора мыши) и (или) изменение яркости. Впрочем, каждый из этих автоматических эффектов можно настроить и вручную.
    Забавно манипулировать элементами на "листе". Вдруг обнаруживаешь, что элементы легко накладываются один на другой и что важно - правильно отображаются в броузере! Небезынтересно, я думаю, и то, что, создав однажды свой сайт в СК, вы, в последствии, без труда сможете вносить в него любые изменения. Дело в том, что образ вашей работы хранится Конструктором в неком внутреннем формате, (записанный особым языком, независящим от HTML) и потому, все эффекты, применённые вами к текстам и картинкам, остаются "разборными", а все элементы "подвижными", то есть опубликованный сайт это не "пуговица пришитая насмерть"…
    Наш Конструктор уже многое умеет, но есть несколько особенностей, которые поражают даже самих разработчиков, несмотря на то, что продукт ими же и делался, особенностей, каждая из которых, могла бы украсить любой из существующих ныне «редакторов сайтов».
    1. Первое, что поражает при работе с СК, так это то, что он не требует от пользователя ни малейшего представления о HTML, то есть об основном языке самой интернеттехнологии. Никаких HTMLов и никаких таблиц! Просто пиши, рисуй, передвигай.
    2. Второе - вся "математика" конструктора остаётся "за кадром", то есть внешне даже не понятно, как он "это" делает. Мы просто берём какой-либо элемент, будь то текст или картинку и таскаем её по странице в поисках необходимой позиции, кладём одну картинку на другую, прилаживаемся - чуть левее, чуть выше, забывая при этом об обычных ограничениях редакторов, служащих подобным целям. Дело в том, "чуть" в общепринятых редакторах не проходит, либо это "чуть" связано с ручным вводом цифр в какие-то окошечки. Ведь в обычных редакторах всё "очень просто"- "уж коль ты взялся за сайт, так знай язык разметки!", знай, что всё выравнивается только по краям или по центру, а твои желания -излишества, как правило, остающиеся за рамками технологии.     "Строительство сайта это битва и если ты не знаешь язык "врага"(html), то не можешь рассчитывать на победу". Я знаю немало дизайнеров, хорошо работающих в полиграфии, с лёгкостью использующих мощнейшие графические программы, дизайнеров, делающих очень приятные вещи, но боящихся взяться за сайт. Причина тому одна - страх перед сложностью технологии (ведь надо стать программистом!) и нежелание тратить свою жизнь на изучение тех самых ограничений и технологических хитростей. Более того, работа дизайнера при вёрстке требует миллиметровой точности в позиционировании объектов, а тут ещё - "разные броузеры по разному интерпретируют свёрстанный сайт"-приехали…, впрочем, это тема для разговора в пункте №3
    3. Третья особенность. Третья особенность нашего конструктора заключается в том, что для публикации сделанной работы в сети интернет, опять же, ничего не надо знать! Достаточно дойти, работая над сайтом, до соответствующего шага интерфейса, то есть, нажать кнопку "VI" и принять предложенные СК настройки публикации. Процедура столь проста, что при выполнении её возникает подозрение, что специалисты от интернет, постоянно говоря нам о сложностях размещения сайта в сети, просто тут же, на нас и делают бизнес! Оказывается всё действительно просто, если программу, которую вы решили использовать, делали грамотные и умные люди, не позволяющие себе плевать на "мелочи", и не списывающие эти "мелочи" на вашу безграмотность в интернет - технологиях. Более того, оказывается, и браузеры можно заставить, где "мытьём", где "катаньем", показывать одинаковую картинку, причём, можно сделать эту механику опять же незаметной для художника (художник здесь - любой человек, попытавшийся создать свой мир на белом "листе" экрана). Просто, выглядит картинка одинаково и всё тут!
    
        Заключение.    Мы попытались сделать удобную небольшую программу для создания сайтов, простую для понимания любым, даже неопытным человеком. Мы приложили к этому максимум своих сил и умений. Насколько хорошо это получилось, покажет ближайшая пара месяцев начала продаж, но наше чутьё и созданные нами технологии дают нам уверенность в том, что Sitecraft окажется полезным для вас.

K. Семиколенных
© 2001-2016 WEBaby Corp.